Донской писатель Виталий Семин.
12 июля 2017 г. исполнилось 90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ ВИТАЛИЯ НИКОЛАЕВИЧА СЕМИНА (1927-1978) Роман Виталия Семина «Нагрудный знак “OSTˮ» – первое произведение, прорвавшее плотину молчания вокруг трагической темы русских остарбайтеров в гитлеровской Германии. В основу романа легла судьба самого писателя, угнанного подростком на работы в Третий рейх.
(1927—1978), русский писатель. В повести «Семеро в одном доме» (1965) — воспоминания о войне и повседневная жизнь людей городской окраины. В автобиографическом романе «Нагрудный знак “Ост”» (1976) — психологическое состояние подростка в гитлеровском концлагере, сочувственное изображение судеб «гастерарбайтеров», не совпадающее с официальной советской установкой.
Подростком Семин был в 1942 вывезен оккупантами в Германию. После возвращения (1945) учился в железнодорожном техникуме и Ростовском педагогическом институте, который вынужден был оставить из-за своей «запятнанной» пребыванием в фашистских арбайтслагерях биографии. Работал на строительстве Куйбышевской ГЭС (1953—54). Окончил Таганрогский педагогический институт (1957). Работал учителем в школе, преподавал в автодорожном техникуме (1954—58). Был литературным сотрудником газеты «ВечернийРостов» (1958—62), редактором литературно-драматических передач Ростовского телевидения (1963).
Первые произведения
Первые рассказы и очерки опубликовал в 1956—59 в газете «Вечерний Ростов». Они были собраны в его книге «Шторм на Цимле» (1960), обратившей на себя внимание не только новизной коллизий, но и авторским умением сочетать точное изображение бытовых явлений с мыслительной работой героя. Семин изображал нравственное созревание молодых героев, которых, как и многих их литературных сверстников, вдохновляла романтика трудового энтузиазма и поиски своего личного предназначения в жизни.
В основу повести «Ласточка-звездочка» (1963) легли воспоминания писателя о довоенном детстве, о тепле домашнего очага и первых столкновениях с жизнью. Здесь впервые появляется Сергей Рязанов, который станет сквозным героем многих произведений Семина, большая часть которых имеет автобиографическийхарактер. Здесь же определился тип семинского героя — прямодушно преданного справедливости, ищущего смысл жизни и нравственно обостренно чуткого.
В повестях «Сто двадцать километров до железной дороге» (1964) и «Семеро в одном доме» (1965) Семин обращается к исследованию послевоенной жизни «глубинки» и городской окраины.
«Окраинная» философия
Повесть «Семеро в одном доме» стала литературным событием, вызвав дискуссию и
критику за «односторонность и узость изображения» жизни.
В центре повести — один из самых полнокровных женских образов в русской литературе того времени.
Писатель подмечает в героине отчужденность от государственной жизни, пусть неосознанный, но протест против бюрократизма и бесчеловечности. Семин — из немногих публиковавшихся в то время литераторов, ктопопытался честно изобразить противостояние реального простого человека и государства, равнодушного к его насущным нуждам.
В романе «Женя и Валентина» (1974) Семин снова вглядывается в интересовавший его быт окраины, но даетуже гораздо большее разнообразие характеров персонажей, каждый из которых пытается понять жизнь, найтисвое место в ней.
Трагедия утраченного детства
Роман Семина «Нагрудный знак «OST» (1976) стал своего рода промежуточным звеном между военной прозой и художественно-документальными произведениями конца 1970 — начала 80-х. Его жизненная основа— пребывание писателя в фашистском арбайтслагере .
Повествование в романе ведется от лица пятнадцатилетнего подростка — просто, сдержанно, почти бесстрастно. Но бесстрастность эта мнимая — под ней раскаленная лава боли. Герою часто не по силам работа, которую заставляют его выполнять немцы. Война, отправка в Германию, фашистский застенок — для него как наваждение. Он не может поверить в эту страшную реальность, смириться с ней.
Писатель показывает, что только близкая память о доме, о материнской ласке, о заботе и тепле родных, о книгах противостоит жестокой реальности арбайтслагеря — унижениям, побоям, рабскому труду, деградации. Память о нормальной человеческой жизни с ее обыкновенными радостями и печалями, житейскими заботамии проблемами противостоит той извращенной норме, которая каждодневно насилием внедрялась в сознание бесправных заключенных. Ей противостоят и безрассудная, но благотворная вера в человеческое достоинство, и потребность подростка в искренних человеческих чувствах — любви, доверии, доброте, атакже желание рассказать об увиденном и пережитом.
Продолжение темы
Центральная тема неоконченного романа Семина «Плотина» (1982), ставшего продолжением предыдущего, — сопротивление. Сопротивление не только обстоятельствам, но и тому состоянию души, с которым герой выходит из заключения. Обжигающая его душу ненависть в первые же дни после освобождения рвется выплеснуться в мщении. Герой с трудом преодолевает порыв выстрелить в беззащитного немца. Он осознает, что только неуступчивость страху и жестокости сможет сохранить человеческую сущность. Для него все яснейстановится, что только от самого человека зависит, какими будут истинная мера жизни и ее высший смысл.
В личном архиве Семина сохранилось множество «внутренних» рецензий, которые он писал для журналов ииздательств на поступившие туда рукописи. Эти рецензии, составившие отдельный сборник «Что истинно влитературе: Литературная критика. Письма. Рабочие заметки» (1987), дают яркое представление о взглядахписателя на литературное творчество, о его нравственных и эстетических критериях, взыскательности к себе и чувстве времени.
|