Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954)
— русский писатель, прозаик и публицист. Философско-лирическая проза, связанная преимущественно с темами природы, истории, народным бытом и фольклором.
4 февраля 1873 года родился русский и советский писатель Михаил Пришвин
Михаил Михайлович Пришвин, певец русской природы, родился в имении Хрущёво Орловской губернии. Его отец был купцом, который промотал своё состояние и оставил семью без средств к существованию.
Благодаря матери, детям удалось получить образование. В 1883 году Михаил начал учебу в Елецкой гимназии, но в 4-м классе был отчислен за дерзость. Учебу он продолжил сначала в Тюменском реальном училище, затем в Рижском политехническом институте. За увлечение марксизмом был арестован, год провел в тюрьме и два года – в ссылке.
После окончания университета Лейпцига в 1902 году работал агрономом в Луге, писал статьи по специальности и художественные рассказы. Первый рассказ «Сашок» был опубликован в 1906 году в журнале «Родник». После путешествия писателя по Северу появляются очерки «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком».
Во время Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом, а после ее окончания – сельским учителем. В 1937 Пришвин поселился в Москве.
Он очень много писал, и главной темой его творчества была природа, которая выписана с особым изяществом и любовью: фенологические записки «Календарь природы», цикл миниатюр «Лесная капель», сказка-быль «Кладовая солнца», повесть-сказка «Корабельная чаща» и другие произведения, многие из которых вошли в золотой фонд советской детской литературы и переведены на иностранные языки.
Еще одним увлечением Пришвина была фотография — он почти не выпускал камеру из рук. Пришвин увлекся фотографией во время путешествия на Север в 1906 году. Первые снимки он сделал с помощью фотоаппарата, одолженного у случайного попутчика.
Снимки, сделанные писателем в 1907 году, во время одного из путешествий, стали иллюстрациями к его первой книге «В краю непуганых птиц». Он называл себя «художником света» и снимал природу, деревенские окрестности и людей.
«Природа поступает со своими черновиками разумней, чем мы, писатели: мы их рвем и показываем личико. Природа все свои черновики хранит в живом виде, и благодаря этому я могу, занимаясь с усердием, рассмотреть, как соединилось лицо человека и все детали лица…» (20 июля 1937 года)
В 1925 году Пришвин купил себе фотоаппарат, и с тех пор фотография становится неотъемлемой частью его жизни, она захватывает писателя — больше нигде и никогда он не расстается с камерой.
Пришвин всегда подчеркивал, что фотография для него не просто иллюстрация. Она существует независимо, параллельно дневниковым записям и, тем самым, иногда неожиданно для самого автора, создает новые смыслы. Он отмечал: «Проявляется изображение на пленке, и часто это происходит, будто глаза открываются все шире и шире... Диво! Вышло совсем не то и не так, как снимал. Откуда же это взялось? Раз уж сам не заметил, когда снимал, значит, оно само по себе и существует в „природе вещей“...».
|