Юность комсомольская моя.
Когда я прохожу по территории локомотивного депо, то всякий раз останавливаюсь у паровоза-памятника ФД-20- 2109. Он поставлен здесь на вечную стоянку в честь 125-летая со дня основания депо. И каждый раз наплывают воспоминания.
В 1949 году я работал в паровозном депо помощником машиниста. Летом того же года паровоз ФД-20-2109 прошел подъемочный ремонт и его решили сделать комсомольско-молодежным. На тендере с обеих сторон появилась надпись большими белыми буквами «Комсомольский». Комитет комсомола сформировал три паровозных комсомольско-молодежных бригады во главе со старшим машинистом Николаем Васильевичем Толстолуцким.
Хотя Толстолуцкому было всего 23 года, он был уже опытным машинистом. С юных лет п годы войны ему довелось работать п военной паровозной колонне. А после победы Николай Васильевич предотвратил крушение поездов, за что министром путей сообщения был награжден знаком «Почетный железнодорожник».
Мне довелось работать с Николаем Васильевичем помощником машиниста. На этом же паровозе машинистами работали Николай, Кулаков и Владимир Ефремов, помощниками и кочегарами— Николай Мячин, Александр Ивахненко, Виктор Долженко. Григорий Белозирко. Это был дружный коллектив. Почти каждую поездку мы водили тяжеловесные поезда и экономили топливо. Об этом говорят записи в наших трудовых книжках: благодарности и денежные премии.
Комсомольский паровоз всегда должен быть чистым и красивым, поэтому паровозные бригады содержали его в хорошем состоянии. Во время эксплуатации и на промывочном ремонте мы старались устранить даже небольшие утечки воды, пара, чтобы паровоз был полностью исправен. Все работали четко и быстро.
Но как только выпадало свободное время, тотчас слышались песни и смех. Поэтому наш паровоз еще называли «вокально-музыкальным». Виктор Долженко и тогда, и сейчас играет в духовом оркестре. Александр Ивахненко играл на кларнете. В свободное время мы участвовали в комсомольско - молодежных субботниках, в спортивных соревнованиях.
Вот так мы жили, вот - так мы работали.
Прошли годы. Почти все члены паровозных бригад на пенсии. Некоторых уже нет в живых. Но при встречах мы всегда вспоминаем то бурное и интересное время, вспоминаем наших наставников и товарищей по работе и себя — молодых комсомольцев.
Т. Присухин.
6.10.1988 г.