Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Главная Смута на Руси и Казанский образ Божьей матери Мой профильРегистрация ВыходВход
Купить билеты

Режим работы

2024 год

Меню сайта
 

Форма входа


АКТУАЛЬНО

Живу на Дону
-->

Дон молодой
-->

Новости культуры

Обращение граждан

Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Смута на Руси и Казанский образ Божьей матери

 

       4 ноября Православная церковь совершает празднование Божьей Матери в честь Ее чудотворной иконы, именуемой Казанская, воспоминая при этом чудо избавления Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612, которые не просто находились в столице России, но уже сидели в Кремле на царском троне.

 

        Во время смутного времени, объединенное польско-литовское государство Речь Пасполитая, предпринимала попытки установить свое государство над Россией. С конца XVI века поддерживала Лжедмитрия I (1605 — 1606) и Лжедмитрия II. В 1609 совместно со Швецией перешла к открытой интервенции. В сентябре 1609 польскими отрядами осажден Смоленск. Боярское правительство (”Семибоярщина”) в августе 1610 заключило договор с поляками, по которому сын Сигизмунда III (1566 — 1632) Владислав, будущий король Речи Пасполитой (1632 — 1648), признавался русским царем; в связи с этим в сентябре польские войска во главе с гетманом А. Гонсевским вошли в Москву. Против польских интервентов и изменников-бояр стали выступать различные слои русского народа. Из Москвы и других городов по стране рассыпались грамоты, в том числе патриарха Гермогена (1530 — 1612), с призывом развернуть борьбу с врагом.
       В сентябре 1611 в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин (? — 1616) обратился к посадским людям с призывом собрать средства и создать новое ополчение для освобождения Родины; грамоты были разосланы в другие города; в ополчении, кроме посадских людей и крестьян, участвовали также купцы, дворяне, часть боярства. Военным руководителем был приглашен князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578 — 1642). Цель состояла в освобождении нового правительства.
        Патриарх Гермоген отказался выполнить требования московских бояр-изменников и осудить патриотическое движение; за это оккупанты уморили его в тюрьме голодом. В марте 1612 ополчение выступило из Нижнего Новгорода и в начале апреля прибыло в Ярославль, куда пошли отряды из других городов и уездов. Здесь был создан временный “Совет всей Земли” — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства.     

       Одновременно происходило изгнание отрядов польско-литовских интервентов из районов Поволжья. В то смутное время, когда русское ополчение, вдохновленное на защиту Родины призывом патриарха Гермогена, под предводительством князя Дмитрия Пожарского освобождало Россию от поляков, Казанская икона Пресвятой Богородицы прибыла в Москву с ополчением из Нижнего Новгорода. Здесь предстояло справиться не только с поляками, засевшими в Кремле, но и отбить приближающиеся свежие польские войска. Нужно было также смирить разбой, пьянство и измену, господствовавшие среди своих, ранее прибывших под Москву казаков и ополченцев. И наши благочестивые предки решили положиться на волю Божию: после трехдневного поста и молитвы перед Казанской иконой Божией Матери пойти на штурм московского Кремля.
         В то время у поляков в Кремле находился больной греческий архиепископ Арсений. Он молился о победе русского народа и об изгнании интервентов. Среди полночной тишины вдруг его келья наполнилась необыкновенным светом, и он увидел перед собой святого Сергия Радонежского. “Арсений, — сказал преподобный Сергий болящему, — ваши молитвы услышаны. Предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающего ополчения, и Россия будет спасена”. Как бы в подтверждение сказанного, больному архиепископу вернулось здоровье и крепость сил. Радостная весть, переходя из уст в уста, немедленно проникла за стены города к православному воинству и воспламенила его непреодолимым мужеством.
После освобождения Москвы встал вопрос об избрании царя. Вся Россия три дня молилась и соблюдала строгий пост. И совершилось чудо. После стольких лет чудовищных разногласий в обществе на тайном голосовании на соборе единогласно выбрали юного боярина Михаила Федоровича Романова. Смута была преодолена. К этим же дням относится и подвиг Ивана  Сусанина, спасшего молодого царя от смерти.
        Необходимо вспомнить предстательство Пресвятой Богородицы в страшные дни гитлеровского наступления. Тогда, как и в 1612, Казанский образ Божьей Матери, по указанию митрополита Ливанского Илии и с согласия Сталина, был вынесен на передовую. Вначале крестным ходом он был обнесен вокруг Ленинграда — и город вынес чудовищную блокаду. Потом икону переправили в сторону Москвы — и битва под Москвой была выиграна, несмотря на слабое укрепление и превосходящие силы противника. Под Сталинградом немцы никак не могли столкнуть в Волгу ожесточенно сражающуюся небольшую группу войск — среди воинов была та самая Казанская икона Божьей Матери. Эту икону священники смело понесли в шквальный огонь под Кенигсбергом — и враг, находящийся в крепости, узнал, кто помогает России: пленные потом объяснили, что в небе появилась Мадонна, и у них отказало оружие. Все эти сведения нашли в рассекреченных военных архивах.
        Поляки, узнав об избрании на царство Михаила Романова, решили его убить. С этой целью в село Домнино был направлен польский отряд. Зимой, в морозную вьюжную пору, он сбился с пути и забрел в Деревнище, где жили Иван Сусанин, его дочь Антонина и зять Богдан Собинин. Неприятель нуждался в проводнике, поэтому поляки приказали старику вести их в Домнино.
      Крестьянин согласился, но тайно направил в Домнино зятя с целью известить Михаила о злоумышлении против него. Поляков же Иван

нареченный царь успел добраться до Костромы, Иван Сусанин объявил полякам, что теперь они уже не могут навредить Михаилу.

       Враги в ярости долго мучили старика, а затем изрубили его. Произошло это, по некоторым данным, в селе Юсупове, хотя легенды сообщают о гибели Ивана Сусанина и польского отряда в непроходимых лесах.

 

                                                                  Литература:

  1. Волков,В.А. Ратные подвиги Древней Руси/В.Волков.-М:ЭКСМО,2010.-654., [1] с.21
  2. Соловьев,С.М.- Учебная книга русской истории/ С.Соловьев.-М:ЭКСМО, 2010.-40 с.
  3. Шмурко,Е.Ф.История России IX-XX вв.[Текст]/Е.Ф.Шмурко.-М:Вече, 2005.-448 с, ил.
  4.    Троцкий,И.А. 1812. Великий год России.-М:Мысль 1988.-348 с.- ил..
  5.    Абрамович. Г.В., Князья Шуйские и Российский трон.-Л: ЛГУ, 1991.-122 с.
  6.       Греков,Н.Б., Шахмагонов,Ф.Ф.Мир истории: Русские земли в XIII-XV веках.-М: Мол.гвардия, 1986.-334 с.ил.

 

 

 

КИБО ЖМИ И ЧИТАЙ
КИБО

ВАЖНО

Соц сети

соцсети

OPAC Global

Литрес

НЭБ

Президентская библ

Юридическая помощь
 

ПОИСК

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Друзья сайта
  • Администрация Октябрьского района Ростовской области 
       Донская государственная публичная библиотека 
        Отдел культуры Октябрьского района Ростовской области

    ОБД Мемориал

    Портал культурного наследия России


    Архив записей


    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz
    Яндекс.Метрика