Подвиг паровозников
В центре поселка Каменоломни, на братской могиле погибших воинов, стоит памятник. На мраморной плите высечены 16 фамилий погибших, в том числе машиниста паровоза Ф. Я. Кузнецова и помощника машиниста А. С. Пыльцина. Кто же они, эти люди?
Шла Великая Отечественная война. От работы железнодорожного транспорта зависело многое. Надо было подвозить фронту живую силу и технику, боеприпасы, продукты питания. А обратно раненых и эвакуированных.
Эшелоны с эвакуированными людьми и техникой двигались в глубь страны. Обычно перед разбомбленной станцией или разрушенным мостом скапливались эшелоны, они двигались один за другим с медленной скоростью и подвергались беспрерывным бомбежкам.
Во второй половине ноября 1941 года немцы вплотную подошли к Ростову со стороны Таганрога. В это время бригада паровоза ФД 20-1579 во главе с машинистом Федором Яковлевичем Кузнецовым получила приказ вывезти из поселка Каменоломни в Батайск состав с хлебом. Очевидец тех событий помощник машиниста И. Б. Бондаренко рассказывает:
- Когда состав с хлебом подъехал к Александровке, дорога уже обстреливалась фашистами. Но Кузнецов повел состав дальше под огнем противника и прорвался через Александровку. Без свистков, проследовали дальше, где дорога была еще свободна. В Кизитеринке на ходу в хвост поезда зашел толкач, дали «зеленей» на Батайск. Так состав с хлебом был доставлен в назначенное место, бригада получила новое задание: вернуться в Каменоломни за другим составом.
А фашисты уже ворвались в Нахичевань (сейчас Ростов- товарный). Путь на Каменоломни был закрыт. Последовал новый приказ: «Ехать назад в Батайск». Паровоз двинулся задним ходом. В Ростове выскочили к железной дороге немецкие танки и открыли по паровозу огонь. Снаряды рвались кругом. Кузнецов остановил паровоз и приказал помощнику и кочегару прыгать на защищенную от стрельбы сторону и бежать в укрытие. В этот момент один из снарядов попал в котел паровоза. Раздался страшный взрыв, всех обдало кипятком.
Обожженный, израненный, Кузнецов не покинул паровоз. Целые сутки он пролежал в кабине машиниста. На второй день его обнаружили местные мальчишки, а ночью перенесли в ближайший дом. Он был в сознании, рассказал все о себе. Ноги его были иссечены осколками, а все тело обварено кипятком. После страшных мучений он умер к утру. Здесь же недалеко от паровоза лежал убитый помощник машиниста Пыльцин. Их сначала похоронили на месте гибели, а потом тела перевезли в Каменоломни и похоронили в братской могиле в парке.
Остался в живых кочегар Василий Гущин, который также рассказал об этом подвиге. Федор Яковлевич Кузнецов погиб в звании лучшего машиниста дороги, он имел много поощрений и наград. В семье ничего не сохранилось, все унесла с собой война. Кузнецов был награжден именными часами. Их в период оккупации вырвал из рук жены Кузнецова мародер-фашист. Кузнецов был человеком, память о котором сохранится навсегда в сердцах его товарищей. Он был хорошим другом, душевным, скромным, любил семью, ценил жизнь, которую отняла у него война.
В память о Ф. Я. Кузнецове восстановленный паровоз ФД 20-1579 стал носить его имя. В музее имеется фотография этого паровоза, на котором с обеих сторон прикреплены таблички с надписью: «На этом паровозе 18 ноября 1941 года при обороне города Ростова от немецко-фашистских захватчиков при исполнении служебного долга погиб лучший машинист коммунист Кузнецов Федор Яковлевич».
Человек погиб, но имя его будет вечно жить в сердцах людей.
Т. ПРИСУХИН.