«И поднималась Русь с колен…»
/Мини-беседа об истории праздника
«День народного единства»/
Уважаемые пользователи!
Праздник День народного единства в нашей стране отмечается 4 ноября ,учрежден он правительством в декабре 2004 года. Дата 4 ноября взята за основу не просто так, она символизирует память о событиях исторического 1612 года. Тогда войска Дмитрия Пожарского с иконой Казанской Божией Матери освободили Москву от поляков и изгнали врага с русской земли. На Руси в этот день на протяжении многих лет отмечали День благодарности Пресвятой Богородице, и только в 1917 году праздник был искоренен большевиками. В 2005 году история сделала очередной виток — коммунистический праздник 7 ноября ушел в архивы, а 4 ноября широко отметили День народного единства, символизирующий сплоченность различных народов и представителей разных классов. С тех пор это — государственный праздник . Предлагаем Вам ознакомиться с более подробной историей возникновения праздника из рекомендательного пособия «И поднималась Русь с колен…»
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Что такое 4 Ноября?
4 ноября – это день единства всех российских народов, а не повод для нацистских настроений
4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября
4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей
Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени…
В Смуту как раз беспредельничали Лжедмитрии, не могли разделить властные полномочия между собой бояре все, а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам.
Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?..
Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась конкретным банкротом.
Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии.
История установления праздника
В сентябре 2004 г. с инициативой отмечать 4 ноября на государственном уровне день окончания Смутного времени выступил межрегиональный совет России. Идея была поддержана думским Комитетом по труду и социальной политике, и, таким образом, приобрела статус думской инициативы. 29 сентября 2004 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу. «Этот день, — заявил он, — напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».
23 ноября 2004 г. на рассмотрение Думы был внесен законопроект, предполагающий внесение поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября – годовщины Октябрьской революции и 12 декабря – Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта – В. Богомолов, О. Еремеев («Единая Россия»), В. Жириновский(ЛДПР).
В тот же день члены Президиума Межрегионального совета России обратились к председателю Госдумы Б. Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвященное установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат.
«Мы полагаем, что день трагического разделения России – 7 ноября – не стал днем примирения и согласия», – говорится в обращении. Члены Межрегионального совета считают, что последовавшие за ним события «привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие».
На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. 27 декабря 2004 г. проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (коммунисты) – «против», двое воздержались.
Историческая справка
Новый государственный праздник установлен в память об освобождении Москвы 4 ноября 1612 г. от польско-литовской и шведской интервенции.
На рубеже XVI-XVII вв. историками констатируется острейший кризис государственности в России, связанный с последствиями реформ, опричного террора и неудачи Ивана Грозного в Ливонской войне. Нельзя не учитывать тяжелейшие стихийные бедствия – голод, эпидемию чумы – отразившиеся на социально-экономическом положении государства. Сказалось и несовершенство административно-государственного управления Россией. Кризис власти обострился после гибели царевича Дмитрия (1591), усугубившись династическим кризисом, наиболее опасным в условиях монархической формы правления. В 1598 г. Земский Собор, благодаря поддержке патриарха Иова, стрельцов и горожан, избрал царем Бориса Годунова, правление которого не спасло Россию от многих потрясений. В последующие годы обострение социальных противоречий, восстания крестьян, холопов, вмешательство католической Польши и авантюра Лжедмитрия I привели после смерти Годунова к падению династии и Смуте, росту сепаратистских настроений. Кризис российской государственности едва не стоил России утраты независимости и духовной самобытности в период польско-шведской интервенции.
В Смутное время. С. Иванов
Воззвание Минина к роду.
Художник К. Маковский. 1896 г
К 1610-му году Смута приобрела преимущественно характер национальной борьбы, в которой русский народ стремился освободиться от польской интервенции. Внешняя опасность выдвинула на первый план национальный и религиозный интересы, временно объединившие враждующие классы.
Началом конца Смутного времени считается вмешательство церкви в управление государством. В соборной церкви Нижнего Новгорода была читана грамота, присланная из Троицкого монастыря, в которой говорилось о бедствиях, переживаемых русскими людьми. Тогда же на сходке перед народом выступил земский староста купец Кузьма Анкудинович Минин, призвавший людей не пожалеть своего имущества на освобождение православного отечества, не пощадить жизни жен и детей, но собрать средства на создание новой рати. Когда нижегородцы поддержали его, Минин предложил избрать в предводители ополчения стольника князя Дмитрия Михайловича Пожарского, известного своим мужеством и преданностью Родине.
Пожарский прежде всего направил деятельность на сбор средств на жалованье ратным людям. Было решено не ограничиваться добровольными пожертвованиями, а ввести сбор «пятой деньги» — пятой части всего имущества каждого горожанина. У некоторых отбирали имущество силой, неимущих отдавали в кабалу тем, кто мог за них заплатил. Такие жестокие меры оправдывались чрезвычайными обстоятельствами, угрожавшими существованию Московского государства. Движение ополченцев по пути к Москве нашло поддержку во всех российских городах. Осенью 1612 г., одержав ряд побед в столкновениях с поляками, войско Пожарского осадило Китай-город, где еще оставался вражеский гарнизон. 22 октября после нескольких недель осады поляки капитулировали, а 25 октября ополчение вошло в Кремль. 21 декабря 1612 года грамотами, разосланными по городам, было извещено об освобождении Москвы. В них содержалось приглашение созывать в Москву выборных людей для избрания государя. В январе 1613 года выборные люди собрались на Красной площади и после ожесточенных споров избрали царем Михаила Романова. Послы от Земского собора подчеркнули, что избрание Михаила отличается от избрания предыдущих царей прежде всего тем, что оно «явилось единогласным всею землею по воле Бога». Так, в 1613 году в России стала править новая династия – Романовых.
Анализируя последствия Смуты, историк С.Ф. Платонов дал следующую оценку: «У русских людей возникло и окрепло чувство национального и религиозного единства, они стали сознавать, что управление государством – не только личное дело царя и его советников, но и дело «земское», русское общество впервые ощутило возможность выбора монарха».
Ведь именно в ноябре 1612 года впервые обозначилось то, что сегодня мы называем гражданской солидарностью, гражданской ответственностью, появились ростки гражданского общества. Это был великий перелом в жизни нашей страны, и эту дату мы будем праздновать отныне всегда.