«Есть чудо на земле с названьем дивным!»
14 марта – День православной книги»
Уважаемые пользователи!
Предлагаем вашему вниманию памятку-закладку «Есть чудо на земле с названьем дивным!
14 марта – День православной книги», которая познакомит вас с новым православным праздником , расскажет Вам об истории возникновения печати на Руси и о людях,
труд которых стал подвигом во имя Руси.
Прочитайте книги, о которых вы узнаете из памятки-закладки.
От того, какие книги вы будете читать, зависит и то, какими будете вы и вши дети.
Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!
Великой красоты и сложности предел,
Животворящий сплав прошедшего и мига,
Фундамент для грядущих добрых дел.
Живет книга уже несколько тысячелетий, но не всегда она была такой, какой мы видим её сейчас.
До святых равноапостольных Кирилла и Мефодия все священные книги, излагавшие христианское учение, были написаны только на древнееврейском, греческом и латинском языках.
В 862 г. по просьбе славянского князя Ростислава, царь Михаил послал святых братьев в Моравию для перевода богослужебных книг на славянский язык.
14 марта 2010 года в России впервые отмечался День православной книги. Этот праздник, который станет ежегодным, был учреждён Священным Синодом Русской православной Церкви по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова « Апостол», которая считается первой печатной православной книгой на Руси - её выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю)1564 года.
Рассказ о жизни и деяниях Ивана Фёдорова.
Известно, что Иван Фёдоров родился в 1510 году, учился в Краковском университете, где получил учёную степень бакалавра. В 1550-х годах он служил дьяконом в Москве, в храме Николы Гостунского, где хранилось множество славянских и греческих книг. Служителей сюда брали особо грамотных. И он, Иван Фёдоров, удостоился этой чести. Иван Фёдоров понимал, что книги нужны людям, что без книг нет знаний, нет будущего.
Ради книг он должен жить и трудиться. По благословению митрополита Макария Иван Фёдоров едет в Тверь в Отрочь монастырь побеседовать с узником этого монастыря – Максимом Греком, знающим тайну печатания книг. При встрече с ним Иван Фёдоров старался запомнить каждое слово учёного грека.
В 1553 году царь Иван Грозный приказал строить в Москве особый дом для типографии. Но готова она была только в 1563 году. Митрополит Макарий советует Ивану Грозному принять на службу Ивана Фёдорова. Писатель Юрий Овсянников в книге об Иване Фёдорове «Ради братий своих…» так описывает начало работы первой печатни в Москве:
«Страх не покидал его со вчерашнего дня. Владыко Макарий вчера после всеношной объявил ему, что царь Иван Васильевич самолично желает узнать, как он, Иван Фёдоров, собирается подвижными буквами священные письмена печатать. И надлежит ему, Фёдорову, поутру явиться в государевы покои. Во время разговора с царём Иван Фёдоров подал ему белый лист бумаги, на котором подвижными буквами был отпечатан полный титул государя и царя Ивана Васильевича. Царь откинулся в кресле и долго любовался листом. Потом сказал: «Не в чулане начинать такое дело надо… Святой отец благословил тебя на него, и я без своей милости не оставлю. Печатню настоящую поставим. Здесь, в Кремле. У храма Николы Гостунского…»
Первую книгу Иван Фёдоров закончил печатать 1 марта (14 марта по н. ст.)1564 года. Она называлась «Апостол
Ученик: Итак, первая, точно датированная печатная книга на Руси увидела свет в марте 1564 года. Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец работали над ней почти год! Это был большой том церковного содержания.
Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги.
Шрифт её воспроизводил рукописное письмо. Первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. Через полтора года Фёдоров и Мстиславец издали сборник молитв «Часовник». Именно по этой книге на Руси учили детей чтению.
«Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе», - писал Фёдоров в послесловии к своим книгам.
Но Фёдоров и Мстиславец продолжали заниматься печатным делом.
Несколько лет первопечатники работали в городке Заблудово в типографии литовского гетмана Григория Ходкевича, известного покровителя православного просвещения. Здесь было напечатано «Учительское Евангелие»- сборник евангельских текстов. В Заблудове в 1570 году вышла новая книга Ивана Фёдорова «Псалтырь с Часословцем». В этом же году состарившийся гетман Ходкевич закрыл заблудовскую печатню, так как не мог её больше финансировать.
Затем Иван Фёдоров с семьёй переехал во Львов. Он занял денег и построил свою печатню. В 1574 году он издал здесь первую русскую «Азбуку». Открывали её 45 букв кириллического алфавита. В азбуке находились учебные тексты, грамматические конструкции, а также молитвы, послания, притчи. Это была полноценная учебная книга, которая шла нарасхват и зачитывалась буквально до дыр. В послесловии И. Фёдоров писал, что букварь «напечатан для пользы русского народа».
Финансовые трудности вынуждают Ивана Фёдорова покинуть Львов и поступить на службу к богатому украинскому феодалу, князю Константину Острожскому. В городе Остроге заработала четвёртая по счёту типография И. Фёдорова. Мастер продолжал печатать свои книги. Но именно в Остроге им была напечатана первая полная славянская Библия. Она стала известна под названием «Острожская Библия». Издание Библии, широко разошедшейся по всем славянским землям, стало одним из главных деяний Ивана Фёдорова.
В последние годы жизни мастер испытывал большую нужду. Создать собственную типографию во Львове не удалось. Умер Иван Фёдоров в 1583 году 5 декабря. На надгробном камне была сделана надпись: «Друкарь книг пред тем невиданных».
Книги, которые издавал Иван Фёдоров, были в основном духовно-религиозного содержания. Что такое православная книга в наше время? Митрополит Климент на празднике православной книги пояснил: «Православная книга-это издания, рассказывающие о православной вере, помогающие понять Священное Писание, богослужение, приобщиться к православной традиции». Православные писатели хотят донести до вас евангельское слово в доступной и понятной форме. Добро и зло, любовь и прощение, милосердие и забота о ближних - вот что составляет содержание этих книг. Евангельская тематика присутствовала в произведениях многих русских писателей: И.С. Шмелёва (« Лето Господне», «Богомолье»), Л. Андреева (« Гостинец»), А. П. Чехова (« На Страстной»), Н. С. Лескова (« Фигура»), А. К. Толстого («Благовест»), Ф. М. Достоевский («Божий дар»).
Познакомьтесь с отрывком из книги писателя Ивана Шмелева «Лето Господне». Давайте откроем ее там, где сейчас закладка. «Наступил Великий пост. От "масленицы" нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками - великопостные.
В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами с воткнутыми в них зонтичками укропа и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом - такая прелесть. Я хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, "кресты" на Крестопоклонной.
...Припасена мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар - лимонный, малиновый, халва...
А жареная гречневая каша с луком, да если запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а великая кулебяка на Благовещение с вязигой, с осетринкой!.. А моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая "рязань"... а булочки с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!»
А какой постный рынок был в те времена, и как красиво его описывает Иван Шмелев! Давайте «пройдемся» и по нему.
«...Какой же великий торг! Широкие плетушки на санях, - все клюква, клюква, все красное. Ссыпают в ведра и короба. И синяя морошка, и черника - на постные пироги и кисели. А вон брусника, в ней яблоки. Сколько же брусники! А вот капуста. Широкие кади на санях, кислый дух. Валят ее в ведерки и в ушаты, гребут горстями, похрустывают - не горчит ли? А вот и огурцами потянуло, крепким и свежим духом, укропным. Вылавливают их ковшами с палками укропа, с листом смородиновым, дубовым. А вот вороха моркови - на пироги с лучком, и лук, и репа, и свекла.
А вон - соленье: антоновка, морошка, крыжовник, слива в кадках... Квас всякий - хлебный, солодовый, бражный, с имбирем...
...На лотках ряды киселей - ломоть копейка. Трещат баранки, сайки, сушки калужские, боровские, жиздринские - сахарные, розовые, горчичные, с анисом, с тмином, с сольцой и маком, бублики, витушки, подковки, жавороночки, хлеб лимонный, маковый, с шафраном, ситный весовой с изюмцем...
...Ходят продавцы в хомутах - баранках, пощелкивают сушкой, потрескивают вязкой.
...Вот и медовый ряд. Пахнет церковно, воском. Мед малиновый, золотистый: вот этот печатный, этот - стеклый, а который темный - с гречишки, а то господский светлый, липовый.
...А вот варенье. А там - стопками ледяных тарелок - великопостный сахар, похожий на лед, зеленый, и розовый, и красный, и лимонный.
Вижу ряды чернослива моченого, россыпи изюмов, винная ягода на вязках, обсахаренная малинка и рябинка, бруски помадки с елочками в желе, масляная халва, калужское тесто кулебякой, белевская пастила - и пряники, пряники - нет конца...
Ну как, понравилось вам на постном рынке?
Православная традиция сохранилась и в творчестве современных писателей: Е. Поселянина («Николка»), Ю. Вознесенской («Путь Кассандры»), Н. Коняева («Никола хлебный»), Б.А. Ганаго («До первой звезды»), Л.Чарской.
Сейчас в нашей стране есть православные издания(«Лепта»), православные журналы (« Русский дом», « Славянка», «Виноград», «Фома») которые получает наша библиотека, православные радиостанции («Радонеж»), православные телеканалы(«Союз»).