«Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков".
/Исторический экскурс/
«Родная земля для казака - это не только Дон, Кубань или Терек, это и земля того хутора или станицы, где он появился на свет. Как правило, во время проводов казака на службу мать передавала ему узелок или ладанку с родной землей, которая, по приметам, должна сберечь воина в бою, а если уж суждено погибнуть на чужбине, то земля Родины будет сопровождать его в мир иной».
На сегодняшний день донские казаки – это самое многочисленное и первое по старшинству войско из всех казачьих войск на территории Российской Федерации. На первых порах казаки в основном разбойничали, нападали на речные и морские персидские и турецкие караваны. Позднее они подписали договор с царем о защите южных рубежей России, верой и правдой служили Отечеству. Раскопки на территории островов Поречный и Гостевой показали, что в старину казаки жили закрытыми мужскими поселениями, в землянках, без мягких перин и белых простыней, одевались скромно и просто.
При внешней простоте и скудости запасов, казаки поражали окружающих своим богатством: преданностью воинскому братству, законам равенства и справедливости, удивительным гостеприимством, готовностью поделиться с первым встречным, даже с чужаком по крови и вере.
Представления о быте донских казаков XVI-XVII вв. носят во многом предположительный характер, так как достоверные источники скудны. От конца 16-го века (1593 г.) дошла до нас русская «Роспись от Воронежа Доном-рекою от Азова, до Чѐрного моря, сколько вѐрст и казачьих городков и сколько по Дону всех казаков, как живут в городках». В ней перечислен 31 городок, приведены скупые данные о жителях, хозяйстве, военных действиях, управлении. Места для проживания выбирались «по удобности в тех местах промыслов, от коих казаки имели тогда пропитание», т.е. для рыболовства и охоты. Выгодные с точки зрения защиты от неприятельских набегов, крутые или, напротив, низкие берега рек, возвышенности, окружѐнные болотами, речные острова. Естественной защитой чаще всего были вода( реки, протоки, отрезающие станицу или хутор от степи), топкие места. Станицы окружались деревянно-земляной стеной (полисад – частокол, тын, который образовывался землѐй) или плетнями в два ряда, между которыми засыпалась и утрамбовывалась земля. Из станиц были сделаны подкопы ( для внезапных подрывных действий).
В центре станицы находилась площадь (майдан) с часовней, а позднее с церковью. Вокруг размещались жилища. Одно из строений было станичным куренѐм, где находилось станичное правление – орган исполнительной власти населѐнных пунктов Войска Донского. У донского казачества было административно-территориальное деление: хутор, станица, округ, войско. По свидетельству адмирала К.Крюйса. городки делились на две части: имевшие зимние жилища (отапливаемые) и летние. Многие исследователи утверждают, что после пятилетнего пребывания в Азове (1637-1642 г.г) донские казаки приступили
К широкомасштабному строительству городов с каменными домами. Число каменных и домов на каменном цоколе в пределах одного укреплѐнного города выросло к концу 17 века от 200 куреней, что соответствовало числу жителей (от 100 по росписи 16 века) до 300, на Донце почти 400 в конце 17-го века.
Донские казаки отличались преданностью и неподкупностью. Во время легендарного Азовского осадного сидения донские казаки, обороняя крепость, на предложение турок сдать позиции за большие деньги ответили: «Не дорого нам серебро и злато, дорога нам слава вечная».
Другие вины – оскорбление обществу, возмущение, злодейское убийство и междоусобное воровство, наказывали при наличии двух свидетелей, приговором Совета стариков, который являлся мировым судьѐй, чаще смертью. Менее виновных сажали в воду, били плетьми под якорем за «продерзости» при станичных куренях), а также сажали в колодку (на ноги надевали деревянные колодки).
Основные занятия донских казаков в XVI-XVII вв. – «промыслы в ловле зверей и рыбы, а также походы за добычей вне границ. Отправляясь в походы, донские казаки одевались в «ветошь», т.е. в ветхое платье.
Военные занятия донских казаков требовали и знаний, и смекалки, и практических навыков. Они были искусны в добывании селитры для взрывчатки, умели точно рассчитывать выход подкопа. В морских походах приходилось ориентироваться по звѐздам.
Обучали письму и грамоте донских казаков, как правило, лица духовного сана, но уже были и свои светские учителя. Центрами распространения книжной культуры являлись монастыри, а книги, в большинстве своѐм, на Дону были рукописными.
В первой половине XVII века появляются оригинальные литературные произведения – «Казацкие повести». В 1623 году в Сибири литератором, донским казаком, составлены «Написания» о походе Ермака и покорении им Сибири, в 1642-м – знаменитая «Повесть об Азовском осадном сидении». В начале XVII века (1619-1620 гг.) впервые для английского путешественника Р. Джемса донские казаки сделали записи воинских песен. Так уже в начале XVII века донское казачество заявило Европе, что у него есть своя культура, наука, традиции, обычаи, народные промыслы, танцы, песни, поэзия и литература.
К концу XVII века территория Донского казачьего войска простиралась от устья Хопра до устья Аксая и даже начинала вклиниваться в пределы Екатеринославских, Воронежских и Саратовских земель. На Дону уже существовало более 50 казачьих городков, число которых продолжало расти. Появились мазанки, деревянные дома, церкви и другие строения.
Казачье вооружение и снаряжение также изменилось – теперь в ходу были персидская сабля или черкесская шашка, булатный кинжал, русская пищаль, турецкое ружье или восточный пистоль, обязательной частью снаряжения стали шебалташ – кожаный ремень с пряжкой, на котором висели большой рог для пороха, стальное огниво с отверткой и сафьяновый гаман для пуль
Быт донского казачества постепенно менялся. Уже почти не осталось холостых казаков, шло расслоение на богатых и бедных. Одежда казаков стала более разнообразной. По праздникам они надевали яркие русские шелковые кафтаны и суконные зипуны, дорогие пестрые турецкие и татарские халаты, однотонные, обшитые тесьмой кавказские полукафтаны – бешметы и калмыцкие полукафтаны – ахалуки, широкие разноцветные шаровары; на серебряных или золотых турецких кушаках висели булатные ножи с черенками из рыбьей кости в черных ножнах, оправленных серебром, на голову надевали высокие меховые шапки с цветным верхом, ноги обували в кожаные сапоги с высокими голенищами разной длины, выделки и отделки. Дух войны господствовал во всем, обычаи предков соблюдались неукоснительно. Попытки отдельных семейных казаков перейти к мирным занятиям решительно пресекались, войско даже постановило: если кто станет пахать землю и сеять хлеб – того бить до смерти и грабить.
Имея общие черты, тем не менее казаки очень отличались друг от друга. «Верховые казаки» были сероглазыми, светловолосыми, со славянскими чертами лица. В быту они были умеренными, скромными. В домашнем хозяйстве – отличались простотой, активной деятельностью и трудолюбием. Праздность у них всегда считалась большим грехом. Верховые казачки во время службы мужей, делали по дому всю сложную работу: пахали землю, косили сено для лошадей и скота и убирали хлеб. «Верховые» чаще всего занимались только земледелием. Главное их качество — групповая поддержка слабых и бедных и удивительное хлебосольство, необыкновенная щедрость и забота: не допускали, чтобы чья-то казачья семья нуждалась. Находили время и возможности сообща помочь друг другу: и урожай собрать и курень возвести. Одевались просто и скромно. «Низовые казаки» внешне более красивы, с большинстве своем были брюнетами, с черными глазами, с азиатскими чертами, так как чаще всего себе в жены брали черкешенок, турчанок и татарок. Их нрав был более жизнерадостен, весел и легок. Занимались преимущественно рыболовством, огородничеством и садоводством. У «низовых» всегда бросалось в глаза социальное расслоение: на фоне справных (больших и красивых) куреней ютились покосившиеся куцые хатки. «Низовые» казаки и казачки любили кичиться (хвастаться) своим достатком и положением в
обществе. Одевались по сравнению с «верховыми» более щеголевато, ярко, одежду стремились шить только из дорогих тканей.
Официально донские казаки стали нести службу с 1584 года, получая жалование от государя деньгами, серебряной посудой и в виде припасов: хлеба, пороха, селитры, свинца и сукна.
Казаки в старину имели несколько наборов оружия: рабочее и парадное. Парадное добывали в бою у врага, держали в специальном лазе в землянке. Казаки не брезговали оружием врага, но предпочитали сабле шашку (имеет закругленное окончание). Казаки Дона били врага боевыми топориками, кистенем, шестопером, поясным и подсайдашным ножами. В 15 веке у казаков появилось огнестрельное оружие — самопалы. На вооружении донских казаков с ХV по ХVII вв. были: ручная кулеврина (ручница), ручная пищаль с боковой полкой, русский фитильный мушкет, багинет, бердыш-ружье, казачий колесцовый пистолет 1610 г. итальянского образца. При Петре Первом — фузеи, а в 1871 г. – знаменитая берданка, с 1891 г. в казачьих войсках появилась трехлинейная винтовка Мосина (укороченная, казачьего образца). В 1738 году на вооружении казаков впервые появились пики и дротики. Страшным оружием в руках умелого казака могла стать обычная нагайка.
Дух донских казаков укреплялся православной верой, но и тело нуждалось в определѐнной поддержке и внимании. А в средние века казачьи монастыри и городки являлись местами, где развивались естественные науки, народная медицина и врачевание.
Определѐнным опытом врачевания, основанным на наблюдении природы, растений, обладало большинство донских казаков. Знания о лечебных свойствах огня, пепла, воды, росы, трав и прочего передавались из поколения в поколение. До появления на Дону первых лекарей (1672 г.) эту роль выполняли знахари из среды грамотных местных жителей и монахов. Казачьи знахари сопровождали лечение заговорами: смерть, ранения, болезни стремились предотвратить оберегами.
Астапенко, ГД. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков, XVII- вв. / Г.Д. Астапенко. - Ростов-на-Дону : БАРОПРЕСС, 2006. - 255 с., [12] л. ил. :ил. ; 20 см..- Местонахождение книги - краев. сектор МЦБ
Харузин, М. Сведения о казачьих общинах наДону : материалы по обычному праву, собранные Михаилом Харузиным / Михаил Харузин ; [под ред.
НебратенкоГ.Г.,Филиппова К.С.]. - Ростов-на-Дону :[Артель], 2010. - 287 с. : ил. ; 21 см.
Местонахождение книги - краев.сектор МЦБ
Астапенко, Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII - вв. / Галина Астапенко. - Ростов-на-Дону : Гефест,2011. - 253 с. : ил., портр., [12] л.ил. ; 20 см. - (Казачье образование).
Местонахождение книги - краев.сектор МЦБ
Шумов, В.В. Донская станица в старину :краеведческие очерки / В.В. Шумов. -Ростов-на-Дону : КСС, 2012. - 159, [1]с., [1] л. портр. :портр. ; 21 см. - (Казачье образование).
Местонахождение книги - краев.сектор МЦБ
Новак, Л Как у нас-то было на тихом Дону :историко-этнографические очерки /[Новак Л., Фрадкина Н., Мовчан А. ;сост.: Филиппов К. С. ;
худож.:Драгунова Н. А.]. - Ростов-на-Дону :Ростовкнига, 2013. - 139 с., [14] л.ил. : ил. ; 25 см. - (Донская библиотека).
Местонахождение книги - краев.сектор МЦБ